на главную страницу о ф и ц и а л ь н ы й     с а й т
К У З Б А С С
КУЗБАСС СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЭКОНОМИКА ОФИЦИАЛЬНЫЙ КУЗБАСС МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ВИРТУАЛЬНАЯ ПРИЕМНАЯ ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИПОТЕКА ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ТОРГИ НОВОСТИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ
письмо администратору Перейти на главную страницу
Устав Устав Кемеровской области
Символика Символика Кемеровской области
паспорт паспорт области
паспорт паспорт области (english)
история история
территориальное территориальное деление
география география
природные природные ресурсы
полезные полезные ископаемые
коренное коренное население
Кузбасс -> Коренное население
Коренное население

аборигены Кузбасса Одним из самых многочисленных из так называемых "коренных" народов Кузбасса считаются шорцы, хотя во всех официальных документах проходят как "малочисленные народы Севера". Шорцы - тюркоязычный народ, проживающий на юге Кемеровской области в горнотаежной местности, получившей в начале XX в. название Горная Шория. Немногочисленные группы шорского населения, не утратившего свою традиционную культуру и разговорный язык, сохранились только в таежных улусах по р.Мрассу и ее левому притоку Пызасу (административная территория Усть-Анзаса и Чилису-Анзаса). Часть шорцев проживает в Республике Хакасия, где они ассимилируются местным населением. Общим самоназванием всех групп шорцев было "татар-кижи". Кроме того, различные группы исторических предков шорцев именовались по местообитанию - черневые татары, мрасцы, кондомцы, верхотомцы, или по названиям родов - абинцы, шорцы, каларцы, каргинцы.

В конце XIX - начале XX вв. шорцы представляли собой две этнографические группы: северную лесостепную "абинскую" и южную горнотаежную "шорско-бирюсинскую". Эти группы различались уровнем социально-экономического развития, особенностями хозяйства и материальной культуры. В истории шорского этноса этнографами принято выделять три этапа: 1) формирование этнографических групп (XVII - нач. XX вв.); 2) формирование шорского этноса в условиях советского национально-культурного строительства (сер. 1920 гг. - конец 1930 гг.); 3) ослабление этнической специфики и ассимиляция шорского этноса (1940 гг. - настоящее время). К приходу русских в верховья Томи процессы межэтнической интеграции различных по происхождению групп местного населения были в основном завершены. С образованием в XVII в. Кузнецкого уезда - новой этнической территории, с усилением в ее пределах экономических, языковых и этнокультурных контактов, начался первый этап формирования нового этноса, названного в XX в. "шорским".

В новой исторической обстановке, после создания в 1926 г. Горно-Шорского национального района, начался завершающий этап консолидации территориальных групп в единый народ. Сами названия национально-административного района - "Шорский" и тюркоязычного населения - "шорцы" были закреплены властями во всех официальных документах с учетом высказывания академика В. Радлова об этнокультурном единстве "мрасских" и "кондомских" татар. В эти годы начался и процесс национального самоопределения шорцев. 22 июня 1924 г. в с. Кузедеево состоялся первый Татаро-Шорцевский горный районный съезд Кузнецкого уезда с представительством волостных исполкомов, сельсоветов и немногочисленной шорской интеллигенции из числа выпускников миссионерских школ. По решению съезда в 1925 г. создается Татаро-Шорцевский горный район и ревком во главе с председателем Ф.К. Тельгерековым, членами ревкома - Л.А. Ивановым и Ф.Н. Токмашевым. Под их руководством с 1 по 8 октября 1925 г. в улусе Мыски проводится Первый съезд Советов Горной Шории, где была выработана программа национального строительства шорцев (Кимеев, 1982, с. 86). Декретом ВЦИК "Об образовании в составе Кузнецкого округа Сибкрая национального Горно-Шорцевского района" от 12 апреля 1926 г. законодательно закрепляется национальное самоопределение шорского народа. Важнейшую роль в формировании единого самосознания и основ общешорской культуры сыграло всеобщее распространение грамотности на основе созданной письменности и единого литературного языка с середины 1920 гг. Однако, до конца этот процесс так и не был завершен. Последовавшее в дальнейшем интенсивное освоение природных богатств Горной Шории и, как следствие этого, резкое падение доли шорцев в общей численности населения привело к упразднению в 1938 г. Горно-Шорского района и разделению его на три административных - Таштагольский, Кузедеевский и Мысковский. С одной стороны, это улучшило управление и экономическое развитие районов, а с другой - замедлило этническое развитие шорцев. Все активнее стали протекать процессы ассимиляции, урбанизации. После непродуманного решения Кемеровского облисполкома № 22 от 20 июня 1960 г. "О ликвидации колхозов Горной Шории, как нерентабельных" начались массовые миграции в города и крупные поселки. Так, в 1989 г. там проживало уже 73,8% всех шорцев (в пп. Таштагол - 1392 чел., Шерегеш - 900 чел., Чугунаш - 220 чел., Каз - 140 чел., Мысках - 1849 чел., Междуреченске - 1594 чел., Осинниках - 249 чел., Новокузнецке - 1763 чел., Кемерово - 217 чел. (см. табл. динамики численности).

аборигены Кузбасса Вторым тюркоязычным некогда многочисленным народом Кузбасса являются бачатские телеуты, сохранившие свое этническое самосознание только в пределах нескольких населенных пунктов Беловского района (пп. Беково, Заречное, Новобачаты, Черта), Новокузнецкого района (п. Телеут в районе Запсиба) Кемеровской области. Как и шорцы, телеуты включены в состав народов Севера, хотя исконные их земли всегда располагались в южно-сибирских степях и предгорьях Алтая. В паспортах телеутов в графе "национальность" встречаются записи - преобладающие "телеут", а также "татарин", "алтаец" и "русский". До 1991 г. телеуты официально считались этнографической группой южных алтайцев, затем были выделены в разряд самостоятельных народов. У них сохранилось пять уровней этнического самосознания: 1) родовое (меркит, юты, торт-ас, чорос и др.), 2) территориальное (пачаттар, томдор), 3) основное (теленгет), 4) историческое (татарлар), 5) этническое (телеут) (Функ, 1992, с. 21).

Этническая история телеутов уходит в глубь веков, а сами телеуты ведут свое происхождение частью от местных "притомских" кыпчакско-кузнецких тюрок, частью от средневековых кочевников-скотоводов "теле". В начале XVII в. телеуты составляли раннефеодальное объединение "оток" или "княжество" различных телеутских родов - "Телеутскую землицу" по русским историческим документам. Основные кочевья телеутских князей находились в верхнем Приобье по р. Иртышу и предгорьям Алтая, сезонные - в Притомских степях по pp. Ускат, Бачат, Иня, Чумыш, вплоть до Томского и Кузнецкого острогов. Большая часть телеутов и их кыштымов была подвластна удельному князю-зайсану с наследственной властью - Абаку, ставка которого находилась в лесостепных предгорьях Алтая. С его смертью в 1635 г. единый Большой Улус разделился на две части.

В русских исторических документах встречается много сведений о столкновениях между русскими и телеутами в "порубежных волостях" из-за коварства и непоследовательной политики телеутских князей и русских воевод. Периоды относительно мирных отношений и взаимовыгодных связей сменялись набегами на ясачные волости и разорением острогов. Политическая история самостоятельной "Телеутской землицы" закончилась в начале XVIII в., когда около 20 тысяч телеутов было переселено джунгарами на р. Или. Оставшаяся часть продолжала кочевать по договору с русскими властями по р. Ускат и составляла отдельный улус во главе с князьями Мамрачевыми (Уманский, 1980, с. 19).

После его разделения на три мелких улуса - Давыда Торгаева, Сартаева, Васьки Поросенкова и переселения части телеутов на р. Бачат постепенно стало складываться ядро современного телеутского народа. Основу его составили пять крупных этнических общностей:
1. Собственно телеуты "теленгет" - сеоки: Меркит, Мундус, Толос, Чалма, Тодош, Торо, Очу, Найман, Мерет, Чорос, Тумат, Пурут.
2. Чедыберы (чедверы) - сеок Тетпер.
3. Тогулы - сеок Тогул.
4. Ач-кыштымы (ашкештым) - сеоки: Юты, Чынзан, Тортас (в начале XX в. в состав этих сеоков влились переселенцы из степного Алтая).
5. Тюльберы - сеоки: Меркит, Керген.

Вошли в состав телеутов отдельные группы соседних тюркоязычных абинцев, камларов, ячинцев, керетцев. Последняя группа "джунгарских беглецов"-керетцев прикочевала к границам России после разгрома китайцами Джунгарии в 1750 гг. (Функ, 1993, с. 48, 51 и др.).

В административном отношении бачатские телеуты входили до 1812 г. в единую Телеутскую волость, а с 1812 г. в три Телеутские волости. После 1822 г. составили три Телеутских оседлых инородческих управы 1-й и 2-й половины и 3-й части, а также Ашкымсиымскую оседлую инородческую управу 1-й половины. После реформы нач. XX в. (1909-1916 гг.) бачатских телеутов вновь объединяют в одну Телеутскую волость Кузнецкого уезда с центром в с. Челухоевском. По постановлению Сибревкома от 4сентября 1924 г. Телеутская волость была упразднена, а Бековский сельсовет передан вначале в Бачатский укрупненный район, а с мая 1931 г. в Беловский район Сибкрая (Административно-территориальное деление, 1966).

С конца XIX в. регулятором поземельных отношений становится сельская община. С началом коллективизации хозяйства бековских телеутов объединились в четыре колхоза - "Крачи" в с. Челухоево, "им. Энгельса" в д. Верховская, "им. Карла Маркса" и "Красный партизан" в с. Беково. С 1950 г. все колхозы объединены в единый колхоз "Сибирь", разделенный в 1992 г. на ТОО "Баят" и ТОО "Сибирь". Кроме того, телеутские колхозы были в улусе Среднетелеутском, п. Телеут на окраине г. Белово и в п. Новобачаты.

Калмаки сохранились только в нескольких населенных пунктах Юргинского (пп.Зимник, Сарсаз, Логовой) и Яшкинского (д. Юрты-Константиновы) районов. Предки современных калмаков - небольшая группа выезжих телеутов в количестве 150 чел., возглавляемая князем Иркой Уделековым и братьями Кожановыми, откочевавшая в 1662г. из-за междоусобиц из Приобских степей на р. Искитим под Томский острог. Там они за верную "караульную службу в порубежных волостях" в качестве конных казаков получили в 1673 г. в вечное пользование покосы и обширные пастбища. Первым укрепленным улусом стал Зимник (зимовье), остальные поселения - Улус, Сарсаз, Шалай, Усть-Искитим - бывшие летние стойбища. После ревизии 1763-64 гг. все калмацкие улусы отошли к Томскому уезду, а сами калмаки переведены в разряд "ясачных с оплачиванием ясака и прочих повинностей". По реформе 1912-14 гг. калмаки причислены к пашенным оседлым крестьянам и обложены налогом.

Теснимые русскими переселенцами, несколько калмацких семей в начале XVIII в. отселились по р. Томи на ее правый берег против широкой Томской Курьи вблизи Сосновского острога, где уже многие столетия проживали их тюркоязычные кыштымы "горных порубежных волостей". Вскоре калмаки оценили выгоды своего соседства с г. Томском и Московским трактом. Более продуктивным стало их стойловое скотоводство, успешно развивалась торговля сеном, рыбой, мясом, многие занялись извозом на тракте. Быстро разбогатели, срубили с помощью русских плотников двухэтажные дома, мечети, торговые лавки, хозяйственные постройки. Небольшая часть калмаков дд. Шалай и Усть-Искитим, оказавшись в тесном соседстве с русскими крестьянами-переселенцами, приняла православие и полностью обрусела, основная же масса под влиянием казанских татар и "бухарцев" стала мусульманами-суннитами.

Тесные брачные и религиозные связи калмаков с сибирскими и казанскими татарами настолько сблизили эти народы, что привели к сложению своеобразной этнотерриториальной группы искитимских татар-калмаков. В 1994 г. из 500 чел. нижнетомских татар-калмаков по происхождению сохранили свое калмацкое самосознание только 300. Потомки калмаков в 1960 гг. проживали только в трех населенных пунктах - Зимнике (31% татар имеют калмацкие фамилии, из них только 32,5% считают сами себя калмаками), Юртах-Константиновых (соответственно 48% - 41,7%), в Большом Улусе (85% - 66,1%). В целом же калмаки составляли в своих исконных поселках 48%, тогда как к 1897 г. их было 53,9%. В дд. Шалай, Бобрышева, Усть-Искитим калмаки к началу XX в. полностью ассимилировались среди русских, хотя некоторые из пожилых людей помнят отдельные слова калмацкого говора. Зимниковские калмаки в значительной степени ассимилировались татарами-мишарями, в Юртах-Константиновых существует относительное равновесие татар и калмаков, и только в Большом Улусе калмаки всегда были преобладающей группой. В 1970-80 гг. в процессе всеобщей кампании укрупнения деревень в Большом Улусе было закрыто производство, а жители переселены в поселки - Логовой, Сарсаз, Зимник и г. Юргу. Можно утверждать, что это стало переломным моментом в истории калмаков как самостоятельного народа. Ассимиляционные процессы, особенно активизировавшиеся после этого, стали необратимыми. В последнее десятилетие продолжаются активные миграции молодежи в гг. Юргу и Томск (Кимеев, Кривоногов, 1996, с. 69).

Несмотря на эти процессы, часть потомков калмаков продолжает уверенно относить себя к калмацкой общности, считая ее отдельным народом. Наблюдавшийся в прошлом процесс консолидации калмаков с другими группами сибирских татар и, прежде всего, с томскими, так и не завершившись до конца, был "перебит" этнокультурным взаимодействием с поволжскими татарами-переселенцами, влияние которых оказалось значительно сильнее. Отсутствие эндогамных барьеров привело к тому, что более половины современных калмаков имеют этнически смешанное происхождение.

Остальная часть многотысячного татарского населения Кемеровской области - потомки поволжских (казанских, башкирских татар и мишарей) - проживают в основном в городах. Заселяли они территорию Кузбасса в три этапа. Первый связан со столыпинской реформой (1907-10 гг.), второй - с бегством от голода в Поволжье и коллективизацией в 1920 гг., третий - с переездом татар на стройки коммунизма в 1930-60 гг. Этнокультурные контакты поддерживаются в пределах отдельных кровнородственных или земляческих городских групп, например: прокопьевских, анжерских, кемеровских, юргинских и др. По этому же принципу создаются НКЦ.

Обособленно существуют и группы сельских татар - сел: Нижегородка, Теплая Речка, Серебряково, Тундинка и др., переселившихся сюда в начале XX века из различных районов Поволжья и смешавшихся между собой. В советское время здесь были организованы зажиточные колхозы, как, например, "Азат-Себер" в Теплой Речке. В 1960-80 гг. активно протекал процесс миграций татарской молодежи в гг. Мариинск, Анжерка, Томск и Кемерово.

Таштагольский район В области нет поселений исключительно шорских или телеутских, как правило, это посёлки со смешанным населением. Посёлков и поселений, где преобладают жители шорской и телеутской национальностей (более 50 %) в области около 90.

ШОРЦЫ традиционно проживают в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском районах и пригородных поселках г. Мыски, все более оседая в крупных населенных пунктах, постепенно превращаясь в обычных горожан со своими специфическими проблемами (74% всех шорцев). Только в 3 национальных сельских Советах - Устъ-Анзасском, Челису-Анзасском, Чувашенском они составляют ощутимое большинство и имеют перспективы национального развития.

По данным переписи населения 2002 года в Кемеровской области проживает 11554 шорцев, из них 90% сосредоточено в следующих районах, городах и подчиненных их администрациям населенных пунктах: г.Таштагол и Таштагольский район - 4772 человек, г.Мыски - 1868, г.Новокузнецк - 1649, г.Междуреченск и Междуреченский район - 2086человек.


деревня Беково ТЕЛЕУТЫ проживают в сельской местности - на территории Бековского национального сельского Совета Беловского района - дд. Челухоево, Беково, Верховская и в д. Шанда Гурьевского района. Часть телеутских поселков вошла в черту гг. Белово (пп. Черта, Телеут, Заречная) и Новокузнецк (п. Телеут у Запсиба).

По данным переписи населения 2002 года в Кемеровской области проживает 2534 телеутов, из них 96% сосредоточено в следующих районах, городах и подчиненных их администрациям населенных пунктах: Беловский район - 1135, г.Белово - 790, г.Новокузнецк - 304, Гурьевский район - 214 человек.



ТАТАРЫ как сибирские, так и смешавшиеся с ними казанские, включая татар-мишарей, проживают в гг.: Прокопьевск, Кемерово, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Юрга и др., в основном, интегрируясь в общую массу городского населения (88%), нигде не образуя этнокварталов. Немногочисленные компактные группы татар есть в д. Серебряково Тисульского; дд. Нижегородка, Теплая Речка Ижморского; дд. Куркули, Тундинка, Туйла Мариинского районов. Особую группу татар-аборигенов составляют татары-калмаки в д. Юрты-Константиновы Яшкинского; пп. Зимник, Сар-Саз Юргинского районов Кемеровской области. По данным переписи населения 2002 года в Кемеровской области проживает 51030 татар, из них 83% сосредоточено в следующих районах, городах и подчиненных их администрациям населенных пунктах: г.Прокопьевск - 9342, г.Кемерово - 8071, г.Новокузнецк - 6361, г.Анжеро-Судженск - 4168, г.Юрга - 2315, г.Киселевск - 2419, г.Ленинск-Кузнецкий - 2361, г.Белово - 2111, г.Междуреченск - 1820, г.Мариинск и Мариинский район - 1260, Ижморский район - 909, , Юргинский район - 1084 человек. Татар сибирских насчитывается лишь 21 человек.

В 8 школах области обучают детей шорскому языку. Это интернаты и школы, в основном, находящиеся на территории, где компактно проживают коренные народы: п.Ключевой, п.Кабырза, п. Сензас, п. Усть-Анзас, п.Мрассу и т.д. В основном преподавание ведется в начальных классах.

В последние два года намного увеличилось число поступающих из числа коренных малочисленных народов в вузы и техникумы области. На сегодняшний день 11% из 15 тыс. человек (шорцы, телеуты) коренного населения имеют высшее и среднетехническое образование.

аборигены Кузбасса Этим народам удаётся не только сохранять свои обычаи, культуру, язык, среди них есть известные в области и России люди: основоположник шорской литературы Ф. Чиспияков, автор телеутского словаря Л. Рюмина, члены Союза писателей России Л. Чульжанова, В. Борискин, С. Тотыш, шорский кайчы и поэт С. Торбоков, самобытный шорский поэт Н. Бельчегешев, профессор, создатель кафедры шорского языка в Новокузнецком государственном педагогическом институте фольклорист А.И. Чудояков. В городе Таштаголе работает единственный в своем роде музей этнографии и природы горной шории. В поселке Беково Беловского района работает экомузей "Чолкой", где представлены экспонаты отражающие быт и культуру телеутского народа.




последние изменения на странице 27.07.2007