на главную страницу о ф и ц и а л ь н ы й     с а й т
К У З Б А С С
КУЗБАСС СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЭКОНОМИКА ОФИЦИАЛЬНЫЙ КУЗБАСС МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ВИРТУАЛЬНАЯ ПРИЕМНАЯ ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИПОТЕКА ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ТОРГИ НОВОСТИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ
письмо администратору Перейти на главную страницу
Устав Устав Кемеровской области
Символика Символика Кемеровской области
паспорт паспорт области
паспорт паспорт области (english)
история история
территориальное территориальное деление
география география
природные природные ресурсы
полезные полезные ископаемые
коренное коренное население
Кузбасс -> Устав Кемеровской области

Принят
Законодательным Собранием
Кемеровской области
9 апреля 1997 года

УСТАВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Законодательное Собрание Кемеровской области, действуя от имени граждан России, проживающих на территории Кемеровской области, стремясь утвердить принципы правового государства и гражданского общества, исходя из принципа равноправия субъектов Российской Федерации и признавая необходимость закрепления государственно-правового статуса области, утверждая права и свободы человека, проявляя уважение к истории, традициям и культуре Отечества, в интересах населения области и будущих поколений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации принимает настоящий Устав.

Глава 1. СТАТУС КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 1. Кемеровская область как субъект Российской Федерации

1. Кемеровская область в соответствии с Конституцией Российской Федерации является субъектом Российской Федерации, равноправным с другими субъектами Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кемеровской области осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
3. Законы и иные акты, принимаемые в Кемеровской области, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и настоящему Уставу.
4. Устав Кемеровской области является основным правовым актом Кемеровской области в системе нормативного регулирования, осуществляемого органами государственной власти Кемеровской области с участием населения, органов местного самоуправления на территории Кемеровской области, имеет прямое действие и применяется на всей территории Кемеровской области.
5. Статус Кемеровской области как субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом и может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Кемеровской области в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 2. Административно-территориальное устройство Кемеровской области

1. Кемеровская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.43 "Об образовании Кемеровской области в составе РСФСР", Кемеровская область занимает территорию общей площадью 95,5 тыс. кв. километров.
2. В системе государственного территориального устройства Российской Федерации Кемеровская область граничит с Новосибирской и Томской областями, республиками Алтай, Хакасия, Красноярским и Алтайским краями.
3. Территория Кемеровской области является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации.
4. Границы Кемеровской области не могут быть изменены без учета мнения населения Кемеровской области.
5. Административно-территориальное устройство Кемеровской области и порядок его изменения устанавливаются законом Кемеровской области.
6. Административным центром Кемеровской области является город Кемерово.
7. Статус города Кемерово как административного центра Кемеровской области, особенности отношений между органами государственной власти Кемеровской области и органами местного самоуправления города Кемерово определяются законом Кемеровской области.

Статья 3. Символика Кемеровской области

Кемеровская область обладает собственной символикой: гербом, флагом, гимном, словесным и архитектурно-историческими символами.

Статья 4. Международные и внешнеэкономические связи Кемеровской области

1. Кемеровская область осуществляет международные, внешнеэкономические связи в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
2. Договоры (соглашения) Кемеровской области в соответствии с законом Кемеровской области подлежат ратификации законодательным (представительным) органом государственной власти Кемеровской области. Ратификация договоров (соглашений) Кемеровской области осуществляется путем принятия соответствующих законов Кемеровской области.

Статья 5. Отношения Кемеровской области с другими субъектами Российской Федерации

Кемеровская область осуществляет связи с другими субъектами Российской Федерации, заключает с ними договоры и соглашения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, настоящим Уставом и законами Кемеровской области.

Статья 6. Предметы совместного ведения Российской Федерации и Кемеровской области

1. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и Кемеровской области находятся:
    а) обеспечение соответствия Устава Кемеровской области, законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области Конституции Российской Федерации и федеральным законам:
    б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности:
    в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами:
    г) разграничение государственной собственности;
    д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
    е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
    ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
    з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
    и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
    к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательства, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
    л) кадры судебных, правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;
    м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов;
    н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области;
    о) координация международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кемеровской области осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
3. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Российской Федерации и Кемеровской области, Кемеровская область вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты Кемеровской области приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

Статья 7. Предметы ведения и полномочия Кемеровской области

1. В ведении Кемеровской области находятся
    а) принятие и изменение Устава Кемеровской области, законов и других нормативных правовых актов Кемеровской области;
    б) установление системы органов законодательной (представительной) и исполнительной власти Кемеровской области, порядка их формирования, организацией деятельности, разграничение компетенции этих органов исходя из общих принципов, закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
    в) обеспечение организации местного самоуправления на основе общих принципов, установленных федеральным законом;
    г) разработка и утверждение символики Кемеровской области;
    д) решение вопросов административно-территориального устройства Кемеровской области, согласование изменения статуса и границ Кемеровской области;
    е) разработка и утверждение программ социально-экономического развития, Кемеровской области;
    ж) установление порядка управления и распоряжения собственностью Кемеровской области, в том числе долями (паями, акциями) Кемеровской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
    з) разработка, утверждение и исполнение бюджета Кемеровской области;
    и) утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении;
    к) установление налогов и сборов, порядка их взимания, отнесенных федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации;
    л) утверждение заключения и расторжения договоров Кемеровской области;
    м) экономические, научно-технические и культурные связи Кемеровской области с другими субъектами Российской Федерации;
    н) организация государственной гражданской службы Кемеровской области;
    о) учреждение наград Кемеровской области;
    п) регулирование иных вопросов, относящихся в соответствии Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Кемеровской области к ведению и полномочиям Кемеровской области.
2. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и Кемеровской области Кемеровская область осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области.
3. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Кемеровской области, изданным по предметам ведения Кемеровской области, действует нормативный правовой акт Кемеровской области.

Статья 8. Народовластие

1. Граждане, проживающие на территории Кемеровской области, осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления Кемеровской области.
2. Государственная власть в Кемеровской области осуществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти на основе разделения властей в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и в соответствии с настоящим Уставом.
3. Высшим непосредственным выражением народовластия являются референдум, свободные выборы.
4. Депутаты, выборные должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области представляют интересы граждан и ответственны перед ними.

Статья 9. Система органов государственной власти Кемеровской области

1. В систему органов государственной власти Кемеровской области входят:
    законодательный (представительный) орган государственной власти Кемеровской области - Совет народных депутатов Кемеровской области;
    высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области - Коллегия Администрации Кемеровской области;
    иные исполнительные органы государственной власти Кемеровской области;
    избирательная комиссия Кемеровской области;
    уполномоченный по правам человека в Кемеровской области;
    контрольно-счетная палата Кемеровской области;
2. В Кемеровской области устанавливается должность высшего должностного лица - Губернатора Кемеровской области, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области.
3. Взаимодействие органов государственной власти Кемеровской области осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей и в соответствии с федеральным и областным законодательством.
4. Для непосредственного исполнения полномочий органов государственной власти Кемеровской области устанавливаются следующие государственные должности Кемеровской области:
    Губернатор Кемеровской области;
    председатель Совета народных депутатов Кемеровской области;
    первый заместитель Губернатора Кемеровской области;
    заместитель председателя Совета народных депутатов Кемеровской области;
    заместитель Губернатора Кемеровской области;
    начальник главного финансового управления Кемеровской области;
    управляющий делами Администрации Кемеровской области;
    председатель комитета Совета народных депутатов Кемеровской области;
    заместитель председателя комитета Совета народных депутатов Кемеровской области;
    депутат Совета народных депутатов Кемеровской области, работающий на постоянной основе в Совете народных депутатов Кемеровской области;
    председатель контрольно-счетной палаты Кемеровской области;
    уполномоченный по правам человека в Кемеровской области;
    председатель избирательной комиссии Кемеровской области;
    заместитель председателя избирательной комиссии Кемеровской области;
    секретарь избирательной комиссии Кемеровской области;
    член избирательной комиссии Кемеровской области с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной основе;
    председатель региональной энергетической комиссии Кемеровской области.

Статья 10. Местное самоуправление в Кемеровской области


1. На территории Кемеровской области осуществляется местное самоуправление.
2. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Кемеровской области.

Статья 11. Формы непосредственной демократии

На территории Кемеровской области в соответствии с действующим законодательством обеспечивается использование всех форм непосредственной демократии: референдумов, демонстраций, шествий, митингов, пикетировании, собраний (сходов) граждан по месту жительства, участия в выборах депутатов и выборных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области, коллективных обращений (петиций), опросов, народных обсуждений, народных инициатив и других форм.

Статья 12. Право законодательной инициативы в Совете народных депутатов Кемеровской области

1. Право законодательной инициативы в Совете народных депутатов Кемеровской области принадлежит Губернатору Кемеровской области, депутатам Совета народных депутатов Кемеровской области, представительным органам местного самоуправления, избирательной комиссии Кемеровской области, Кемеровскому областному суду, Арбитражному суду Кемеровской области, прокурору Кемеровской области, уполномоченному по правам человека в Кемеровской области, совету муниципальных образований Кемеровской области.
2. Законопроекты, внесенные в Совет народных депутатов Кемеровской области Губернатором Кемеровской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Кемеровской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Кемеровской области, рассматриваются Советом народных депутатов Кемеровской области по представлению Губернатора Кемеровской области либо при наличии его заключения.
4. Срок подготовки данного заключения не должен превышать 30 календарных дней с момента поступления законопроекта Губернатору Кемеровской области.

Глава 2. ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 13. Гарантии прав и свобод человека и гражданина

1. На территории Кемеровской области обеспечиваются гарантированные Конституцией Российской Федерации равные права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, должностного и социального положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
2. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются основной обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления Кемеровской области.
3. Нормативные правовые акты Кемеровской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

Статья 14. Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области

1. В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления Кемеровской области и должностными лицами учреждается должность уполномоченного по правам человека в Кемеровской области.
2. Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области назначается на должность и освобождается от должности Советом народных депутатов Кемеровской области.
3. Деятельность и статус уполномоченного по правам человека в Кемеровской области регулируются законом Кемеровской области.

Статья 15. Избирательные права граждан

В Кемеровской области обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации активного и пассивного избирательного права.

Статья 16. Право граждан на осуществление местного самоуправления

1. Право граждан на осуществление местного самоуправления включает в себя:
    а) право непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения;
    б) право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
    в) право состоять на муниципальной службе;
    г) право получения информации о деятельности органов местного самоуправления;
    д) судебную защиту права на участие в местном самоуправлении.
2. Формами реализации права граждан на осуществление местного самоуправления являются собрания (сходы) граждан по месту жительства, местные референдумы, народные правотворческие инициативы, опросы, обсуждения и другие формы.

Статья 17. Право на судебную защиту и юридическую помощь

1. В Кемеровской области обеспечивается защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав человека и гражданина на судебную защиту и на квалифицированную юридическую помощь.
2. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Статья 18. Право на труд и отдых

1. В Кемеровской области обеспечивается конституционное право человека и гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области осуществляют контроль за безопасными и благоприятными условиями труда.
3. Органы государственной власти Кемеровской области защищают право человека и гражданина на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также на защиту от безработицы.
4. В Кемеровской области признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.
5. В Кемеровской области обеспечивается право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 19. Право на социальную защиту

В Кемеровской области осуществляется социальная защита населения на основе:
    а) содействия обеспечению занятости трудоспособного населения;
    б) предотвращения, снижения реальных доходов слабо защищенных групп населения за счет создания системы социальной адресной помощи;
    в) развития государственных и негосударственных форм социального страхования и пенсионного обеспечения;
    г) поддержки малообеспеченных групп населения в приобретении и содержании жилья;
    д) создания условий и развития социальной инфраструктуры;
    е) материального и финансового обеспечения законодательно закрепленных социальных льгот;
    ж) поощрения благотворительной деятельности;
    з) установления пособий и пенсий в дополнение к государственным.

Статья 20. Право на образование

В Кемеровской области гарантируется право на образование в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Кемеровской области

Статья 21. Право на охрану здоровья

1. В Кемеровской области обеспечивается и защищается право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно в соответствии с государственными гарантиями.
2. В Кемеровской области принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Реализация приоритетных направлений в сфере здравоохранения в Кемеровской области обеспечивается региональными и муниципальными целевыми программами.

Статья 22. Гарантия прав в сфере семейных отношений

В Кемеровской области обеспечиваются:
    а) условия для создания семьи, совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;
    б) условия для рождения и воспитания детей, защиты их прав;
    в) охрана материнства, отцовства, детства;
    г) поддержка экономической самостоятельности каждой семьи.

Статья 23. Право на доступ к духовным ценностям

В Кемеровской области обеспечиваются:
    а) свободный доступ к духовным ценностям;
    б) сохранение и приумножение исторического, культурного и духовного наследия народов, проживающих на территории Кемеровской области;
    в) содействие творческой деятельности и защите прав и интересов творческих работников;
    г) создание условий для международного сотрудничества в сфере образования, культуры и науки.

Статья 24. Право на свободу вероисповедания

В Кемеровской области обеспечивается свобода совести и вероисповедания.

Статья 25. Право на благоприятную окружающую среду

1. В Кемеровской области обеспечивается реализация права граждан на благоприятную окружающую среду.
2. В целях реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду органы государственной власти Кемеровской области осуществляют: принятие законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне; государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Кемеровской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; организацию проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории; принятие и реализацию региональных программ в области охраны окружающей среды; образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий; регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.

Статья 26. Права коренных малочисленных народов

1. В Кемеровской области коренным малочисленным народам в полной мере гарантируются права и свободы, установленные общепризнанными нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Кемеровской области.


    2. В целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти Кемеровской области:
    а) разрабатывают областные программы возрождения, сохранения и развития коренных малочисленных народов;
    б) создают условия для участия коренных малочисленных народов в работе органов государственной власти Кемеровской области;
    в) способствуют развитию традиционных отраслей хозяйства коренных малочисленных народов;
    г) устанавливают льготы по землепользованию, природопользованию и квоты на занятие традиционными промыслами коренными малочисленными народами;
    д) разрабатывают механизмы компенсации за использование природных ресурсов и ущерб, причиненный природной среде в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов;
    е) создают условия для развития национальной культуры, возрождения, сохранения и развития языков коренных малочисленных народов;
    ж) способствуют организации и подготовке национальных кадров, оказывают содействие в их трудоустройстве;
    з) выделяют территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов;
    и) осуществляют иные полномочия и меры.
3. В целях реализации прав, указанных в пункте 1 настоящей статьи, органы государственной власти и органы местного самоуправления Кемеровской области могут формировать советы представителей коренных малочисленных народов, действующие на общественных началах.

Статья 27. Право на общественную деятельность

1. В Кемеровской области обеспечивается право на свободное объединение граждан в общественные объединения. Вмешательство в деятельность общественных объединений не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством в Кемеровской области не допускается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, осуществление экстремистской деятельности.
3. Политические общественные объединения имеют право участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области в соответствии с законодательством.

Статья 28. Право на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Кемеровской области

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Кемеровской области осуществляют свою деятельность гласно, регулярно информируя население о своей деятельности.
2. Органы государственной власти Кемеровской области обеспечивают опубликование законов Кемеровской области.
3. Органы государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области обязаны опубликовывать все свои нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина.

Статья 29. Право на свободу средств массовой информации

Свобода средств массовой информации на территории Кемеровской области обеспечивается:

а) беспрепятственным получением средствами массовой информации сведений от органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области, правоохранительных органов, учреждений, организаций, объединений, должностных лиц и граждан, кроме информации, составляющей охраняемую законом тайну;
    б) недопустимостью цензуры;
    в) запретом на вмешательство в профессиональную деятельность журналистов и средств массовой информации;
    г) другими гарантиями, предусмотренными действующим законодательством.

Статья 30. Иные права и свободы человека и гражданина

Иные права и свободы человека и гражданина обеспечиваются и гарантируются в Кемеровской области в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами.

Глава 3. СОБСТВЕННОСТЬ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 31. Собственность Кемеровской области

1. Собственность Кемеровской области является государственной собственностью.
2. В собственности Кемеровской области находятся земельные участки, водные объекты, участки лесного фонда, объекты животного мира и другие природные объекты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. В собственности Кемеровской области находятся объекты инженерной инфраструктуры и иные объекты областного значения, имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, созданными органами государственной власти Кемеровской области, средства областного бюджета, иное имущество, созданное или приобретенное за счет средств областного бюджета или в ином, установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статья 32. Использование земель и других природных ресурсов

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. В Кемеровской области земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.

Статья 33. Финансовые ресурсы Кемеровской области

Финансовые ресурсы Кемеровской области составляют средства бюджета Кемеровской области (областного бюджета) и другие средства, привлекаемые в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 34. Бюджет Кемеровской области (областной бюджет)

1. Бюджет Кемеровской области (областной бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Кемеровской области.
2. Бюджет Кемеровской области (областной бюджет) и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав Кемеровской области (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет Кемеровской области.
3. Бюджет Кемеровской области (областной бюджет) и отчет о его исполнении утверждаются законом Кемеровской области. Порядок рассмотрения проекта закона об областном бюджете, а также проекта закона об исполнении областного бюджета определяется законом Кемеровской области.
4. Доходы бюджета Кемеровской области (областного бюджета) формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Статья 36. Налоги и сборы в Кемеровской области

В Кемеровской области взимаются налоги и сборы, установленные законодательством о налогах и сборах.

Статья 37. Контрольно-счетная палата Кемеровской области

1. В целях контроля за расходованием финансовых ресурсов Кемеровской области и распоряжением собственностью Кемеровской области Советом народных депутатов Кемеровской области формируется контрольно-счетная палата.
2. Правовой статус контрольно-счетной палаты, порядок ее организации и деятельности, гарантии аудиторов определяются законом Кемеровской области.

Глава 4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ) ВЛАСТЬ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 38. Совет народных депутатов Кемеровской области

1. Законодательная (представительная) власть в Кемеровской области осуществляется Советом народных депутатов Кемеровской области.
2. Совет народных депутатов Кемеровской области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Кемеровской области.
3. Совет народных депутатов Кемеровской области состоит из 50 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Кемеровской области, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. При этом 25 депутатов избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.
4. Порядок организации и проведения выборов в Совет народных депутатов Кемеровской области устанавливается законом Кемеровской области о выборах депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области.
5. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Кемеровской области.
6. Совет народных депутатов Кемеровской области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
7. Совет народных депутатов Кемеровской области самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
8. Расходы на обеспечение деятельности Совета народных депутатов Кемеровской области предусматриваются в бюджете Кемеровской области (областном бюджете) отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
9. Совет народных депутатов Кемеровской области является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
10. Правомочность заседания Совета народных депутатов Кемеровской области определяется законом Кемеровской области.
11. Заседания Совета народных депутатов Кемеровской области являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, настоящим Уставом, законами Кемеровской области, а также Регламентом Совета народных депутатов Кемеровской области.
12. Кроме настоящего Устава деятельность Совета народных депутатов Кемеровской области регулируется федеральным и областным законодательством.

Статья 39. Полномочия Совета народных депутатов Кемеровской области

1. Совет народных депутатов Кемеровской области:
    а) принимает Устав Кемеровской области и поправки к нему;
    б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Кемеровской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
    в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, законами Кемеровской области.
2. Законом Кемеровской области:
    а) утверждаются бюджет Кемеровской области (областной бюджет) и отчет о его исполнении, представленные Губернатором Кемеровской области;
    б) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Кемеровской области;
    в) утверждаются программы социально-экономического развития Кемеровской области, представленные Губернатором Кемеровской области;
    г) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
    д) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;
    е) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Кемеровской области, в том числе долями (паями, акциями) Кемеровской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
    ж) утверждаются заключение и расторжение договоров Кемеровской области;
    з) устанавливается порядок назначения и проведения референдума Кемеровской области;
    и) устанавливается порядок проведения выборов в Совет народных депутатов Кемеровской области;
    к) устанавливаются административно-территориальное устройство Кемеровской области и порядок его изменения;
    л) устанавливается система исполнительных органов государственной власти Кемеровской области;
    м) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.
3. Постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области:
    а) оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица Кемеровской области;
    б) принимается Регламент Совета народных депутатов Кемеровской области и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;
    в) назначается дата выборов в Совет народных депутатов Кемеровской области;
    г) назначается референдум Кемеровской области в случаях, предусмотренных законом Кемеровской области;
    д) оформляется решение о недоверии (доверии) Губернатору Кемеровской области;
    е) утверждается соглашение об изменении границ Кемеровской области;
    ж) назначаются на должность судьи Уставного суда Кемеровской области;
    з) одобряется проект договора о разграничении полномочий;
    и) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Кемеровской области к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. Совет народных депутатов Кемеровской области в пределах и формах, установленных настоящим Уставом и законами Кемеровской области:
    а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов Кемеровской области, исполнением бюджета Кемеровской области, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Кемеровской области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Кемеровской области;
    б) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Кемеровской области.
5. Порядок принятия Советом народных депутатов Кемеровской области нормативных правовых актов устанавливается федеральными законами и законами Кемеровской области.

Статья 40. Структура Совета народных депутатов Кемеровской области


1. Совет народных депутатов Кемеровской области избирает из своего состава председателя Совета народных депутатов Кемеровской области и его заместителя (заместителей).
    1-1. Председатель Совета народных депутатов Кемеровской области осуществляет общее руководство деятельностью Совета народных депутатов Кемеровской области.
2. Председатель Совета народных депутатов Кемеровской области и его заместитель (заместители) избираются из числа депутатов на первом заседании Совета народных депутатов Кемеровской области тайным голосованием большинством голосов от общего числа избранных депутатов и подотчетны Совету народных депутатов Кемеровской области.
3. Порядок избрания и освобождения от должности председателя Совета народных депутатов Кемеровской области и его заместителя (заместителей) определяется законом Кемеровской области, Регламентом Совета народных депутатов Кемеровской области.
4. Совет народных депутатов Кемеровской области избирает из числа депутатов на срок своих полномочий комитеты, а для решения отдельных задач - временные комиссии.
5. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы комитетов и комиссий определяются Советом народных депутатов Кемеровской области в соответствии с законом Кемеровской области.
6. Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности Совета народных депутатов Кемеровской области, его комитетов и комиссий, депутатов Совет народных депутатов Кемеровской области образует аппарат, работающий на постоянной основе.

Статья 41. Статус депутата Совета народных депутатов Кемеровской области

1. Депутатом Совета народных депутатов Кемеровской области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.
2. Депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области на его первом заседании приносят избирателям Кемеровской области следующую присягу: "Клянусь добросовестно, с использованием всех своих возможностей осуществлять возложенные на меня избирателями и законом депутатские обязанности, соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы. Устав и законы Кемеровской области, добиваться повышения безопасности и жизненного уровня населения: всемерно охранять права и свободы человека и гражданина. Никакие частные интересы не будут для меня выше интересов Кемеровской области и Российского государства".
3. Статус депутата Совета народных депутатов Кемеровской области (права и обязанности, условия, гарантии и ограничения деятельности), срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются федеральными законами, настоящим Уставом и законами Кемеровской области.

Статья 42. Основы организации и деятельности Совета народных депутатов Кемеровской области

1. Формами работы Совета народных депутатов Кемеровской области являются сессии, состоящие из заседаний, и иные установленные законом Кемеровской области и (или) Регламентом указанного органа формы, в ходе которых все отнесенные к его ведению полномочия реализуются путем принятия соответствующих законов и постановлений.
2. Внеочередные заседания Совета народных депутатов Кемеровской области созываются по инициативе его председателя, Губернатора Кемеровской области или депутатов в количестве не менее одной трети от числа избранных депутатов.
3. Заседание Совета народных депутатов Кемеровской области правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области.
4. Совет народных депутатов Кемеровской области созывается на первое заседание первой сессии не позднее тридцати дней со дня избрания.
5. Со дня начала работы Совета народных депутатов Кемеровской области нового созыва полномочия Совета народных депутатов Кемеровской области прежнего созыва и его депутатов прекращаются.

Статья 43. Порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов Кемеровской области

1. Законы Кемеровской области, принятые Советом народных депутатов Кемеровской области, в течение 14 календарных дней направляются указанным органом для обнародования Губернатору Кемеровской области.
2. Губернатор Кемеровской области в течение 14 календарных дней с момента поступления закона Кемеровской области обязан обнародовать его, удостоверив обнародование закона путем его подписания, либо отклонить этот закон. В случае отклонения закона Кемеровской области Губернатором Кемеровской области отклоненный закон возвращается в Совет народных депутатов Кемеровской области с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.
3. В случае отклонения Губернатором Кемеровской области закона Кемеровской области указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
4. Закон Кемеровской области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором Кемеровской области и подлежит обнародованию в семидневный срок.
5. Законы Кемеровской области вступают в силу после их официального опубликования, если иной порядок не предусмотрен федеральным законодательством.

Статья 44. Порядок досрочного прекращения полномочий Совета народных депутатов Кемеровской области

1. Полномочия Совета народных депутатов Кемеровской области могут быть прекращены досрочно в случае:
    а) принятия указанным органом решения о самороспуске не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области;
    б) роспуска указанного органа Губернатором Кемеровской области по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи;
    в) вступления в силу решения Кемеровского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
    г) роспуска указанного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
2. Губернатор Кемеровской области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Совета народных депутатов Кемеровской области в случае принятия данным органом устава и закона Кемеровской области, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, настоящему Уставу, если такие противоречия установлены судом, а Совет народных депутатов Кемеровской области не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
3. Решение Губернатора Кемеровской области о досрочном прекращении полномочий Совета народных депутатов Кемеровской области принимается в форме постановления.
4. В случае досрочного прекращения полномочий Совета народных депутатов Кемеровской области или депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области, влекущего за собой неправомочность Совета народных депутатов Кемеровской области, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Глава 5. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 45. Губернатор Кемеровской области

1. Высшим должностным лицом Кемеровской области является Губернатор Кемеровской области.
2. Губернатор Кемеровской области возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области и осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Кемеровской области.
3. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица Кемеровской области по представлению Президента Российской Федерации Советом народных депутатов Кемеровской области в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Уставом.
4. Губернатором Кемеровской области может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.
5. Вступление в должность Губернатора Кемеровской области осуществляется после принятия Советом народных депутатов Кемеровской области постановления о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица Кемеровской области.
6. При вступлении в должность Губернатор Кемеровской области в торжественной обстановке на заседании Совета народных депутатов Кемеровской области приносит присягу:
"Вступая в должность Губернатора Кемеровской области, торжественно клянусь добросовестно исполнять свои обязанности, защищать интересы Кемеровской области, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и Уставом Кемеровской области.".
7. Губернатор Кемеровской области приступает к исполнению своих полномочий после принесения присяги.
8. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Губернатора Кемеровской области на срок не более пяти лет.
9. Губернатор Кемеровской области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Кемеровской области или государственные должности государственной службы Кемеровской области, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
10. В случаях, когда Губернатор Кемеровской области временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет первый заместитель Губернатора Кемеровской области. В полномочия временно исполняющего обязанности Губернатора Кемеровской области входит в числе других обязанность по обнародованию законов Кемеровской области.
Временно исполняющий обязанности Губернатора Кемеровской области не вправе распускать Совет народных депутатов Кемеровской области.

Статья 46. Полномочия Губернатора Кемеровской области

1. Губернатор Кемеровской области:
    а) представляет Кемеровскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Кемеровской области;
    б) обнародует законы Кемеровской области, удостоверяя их обнародование путем подписания законов, либо отклоняет законы, принятые Советом народных депутатов Кемеровской области;
    в) формирует высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области в соответствии с законодательством Кемеровской области и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области;
    г) вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета народных депутатов Кемеровской области, а также созывать вновь избранный Совет народных депутатов Кемеровской области на первое заседание первой сессии ранее срока, установленного для этого указанному органу настоящим Уставом;
    д) вправе участвовать в работе Совета народных депутатов Кемеровской области с правом совещательного голоса;
    е) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Кемеровской области с иными органами государственной власти Кемеровской области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Кемеровской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
    ж) определяет структуру исполнительных органов государственной власти Кемеровской области в соответствии с настоящим Уставом;
    з) представляет в Совет народных депутатов Кемеровской области в установленные сроки проект бюджета Кемеровской области и отчет о его исполнении;
    и) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Кемеровской области.
2. Губернатор Кемеровской области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, настоящий Устав и законы Кемеровской области.

Статья 47. Акты Губернатора Кемеровской области

1. Губернатор Кемеровской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Кемеровской области издает постановления и распоряжения.
2. Акты Губернатора Кемеровской области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Кемеровской области.
3. Акты Губернатора Кемеровской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящему Уставу и законам Кемеровской области.

Статья 48. Досрочное прекращение полномочий Губернатора Кемеровской области

1. Полномочия Губернатора Кемеровской области прекращаются досрочно в случае:
    а) его смерти;
    б) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Советом народных депутатов Кемеровской области;
    в) его отставки по собственному желанию;
    г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Уставом;
    д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
    е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
    ж) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
    з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
    и) утраты им гражданства Российской Федерации.
2. Решение о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица Кемеровской области принимается Советом народных депутатов Кемеровской области по представлении Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "г" пункта 1 настоящей статьи.
В случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "г" пункта 1 настоящей статьи, решение о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица Кемеровской области принимается Президентом Российской Федерации. 3. Совет народных депутатов Кемеровской области вправе выразить недоверие Губернатору Кемеровской области в случае:
    а) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Уставу и законам Кемеровской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор Кемеровской области не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
    б) установленного судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Кемеровской области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;
    в) ненадлежащего исполнения Губернатором Кемеровской области своих обязанностей.
4. Решение Совета народных депутатов Кемеровской области о недоверии Губернатору Кемеровской области принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
5. Решение Совета народных депутатов Кемеровской области о недоверии Губернатору Кемеровской области направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора Кемеровской области от должности.
6. Решение Президента Российской Федерации об отрешении высшего должностного лица Кемеровской области от должности влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области.
В случае отставки высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области, предусмотренной настоящим пунктом, он продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области.
7. Отставка по собственному желанию Губернатора Кемеровской области осуществляется путем направления соответствующего заявления Президенту Российской Федерации. Решение об отставке по собственному желанию Губернатора Кемеровской области принимается Советом народных депутатов Кемеровской области по представлении Президента Российской Федерации.

Статья 49. Высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области

1. Высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области является постоянно действующим органом исполнительной власти Кемеровской области.
2. Высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области на территории Кемеровской области.
3. Деятельность высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области обеспечивается Администрацией Кемеровской области, которая также осуществляет контроль за выполнением исполнительными органами государственной власти Кемеровской области решений, принятых высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области.

Статья 50. Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области

1. Высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Кемеровской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, экологии и иных сферах общественных отношений.
2. Высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области:
    а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, в борьбе с преступностью;
    б) разрабатывает для представления Губернатором Кемеровской области в Совет народных депутатов Кемеровской области проект бюджета Кемеровской области, а также проекты программ социально-экономического развития Кемеровской области;
    в) обеспечивает исполнение бюджета Кемеровской области, готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Кемеровской области для представления их Губернатором Кемеровской области в Совет народных депутатов Кемеровской области;
    г) формирует иные органы исполнительной власти Кемеровской области;
    д) управляет и распоряжается собственностью Кемеровской области в соответствии с законами Кемеровской области, а также федеральной собственностью, переданной в управление Кемеровской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам и иным нормативным правовым актам Кемеровской области, а также вправе обратиться в суд;
    ж) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и законами Кемеровской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Статья 51. Акты высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области

1. Акты высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области (постановления, распоряжения), принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Кемеровской области.
2. Акты высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящему Уставу и законам Кемеровской области.
3. Акты высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области подписывает Губернатор Кемеровской области.

Глава 6. УСТАВНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 52. Уставный суд Кемеровской области

1. Уставный суд Кемеровской области осуществляет судебную власть путем рассмотрения и проверки нормативных правовых актов органов государственной власти, местного самоуправления Кемеровской области, распоряжений и постановлений Губернатора Кемеровской области и Совета народных депутатов Кемеровской области на предмет их соответствия настоящему Уставу, дает официальное толкование настоящему Уставу.
2. Уставный суд Кемеровской области является органом государственной власти и обладает статусом юридического лица.
3. Уставный суд Кемеровской области является постоянно действующим органом, состоящим из шести судей, назначаемых на паритетных началах Советом народных депутатов Кемеровской области и Губернатором Кемеровской области сроком на 5 лет.
4. Судьи Уставного суда Кемеровской области в своей деятельности независимы, самостоятельны, действуют на основании закона об Уставном суде Кемеровской области, подчиняются Конституции Российской Федерации, иному федеральному законодательству, настоящему Уставу.
5. Решения, принятые в пределах компетенции Уставного суда Кемеровской области, обязательны для исполнения всеми на территории Кемеровской области, являются окончательными, обжалованию не подлежат.

Глава 7. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 53. Принципы организации местного самоуправления

1. Местное самоуправление в Кемеровской области признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
2. Местное самоуправление в Кемеровской области гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений органов государственной власти Кемеровской области, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и законами Российской Федерации.
3. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Статья 54. Муниципальные образования в Кемеровской области

1. Основой местного самоуправления в Кемеровской области является муниципальное образование, наделенное в соответствии с законом Кемеровской области статусом городского округа, муниципального района, городского или сельского поселения, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и органы местного самоуправления.
2. Муниципальные образования принимают свои уставы, которые подлежат регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.
3. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами Кемеровской области с учетом исторических и иных местных традиций. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется федеральным законодательством и законодательством Кемеровской области.
4. Изменение границ муниципальных образований возможно только с учетом мнения населения соответствующих муниципальных образований.

Статья 56. Органы местного самоуправления в Кемеровской области

1. К органам местного самоуправления относятся:
    а) выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным и областным законодательством и уставами муниципальных образований;
    б) другие органы, образуемые в соответствии с федеральным законодательством и уставами муниципальных образований.
2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
3. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством.
4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 57. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления Кемеровской области

1. Органы государственной власти Кемеровской области содействуют развитию местного самоуправления, обеспечивают ему гарантии финансовой самостоятельности, оказывают организационную и иную поддержку, создают условия для осуществления прав граждан на участие в самоуправлении.
2. Органы государственной власти Кемеровской области не вправе принимать акты и совершать действия, ограничивающие установленные законодательством права местного самоуправления. Органы местного самоуправления не вправе принимать правовые акты по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Кемеровской области.
3. Федеральным законом и законом Кемеровской области на органы местного самоуправления может быть возложено исполнение отдельных государственных полномочий с одновременной передачей достаточных материальных и финансовых ресурсов в порядке, предусмотренном законом. Осуществление этих полномочий подконтрольно соответствующим государственным органам.
4. Органы государственной власти Кемеровской области учитывают мнение органов местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов Кемеровской области и иных решений, затрагивающих интересы муниципальных образований.
5. Споры между органами государственной власти и органами местного самоуправления разрешаются путем согласительных процедур и в судебном порядке.

Статья 58. Бюджеты муниципальных образований в Кемеровской области

1. Муниципальные образования в Кемеровской области имеют собственные бюджеты.
2. Бюджет муниципального образования в Кемеровской области (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
3. Бюджет муниципального района в Кемеровской области (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Статья 59. Компенсация дополнительных расходов местных бюджетов

1. Финансовые средства на компенсацию дополнительных расходов органов местного самоуправления на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных им органами государственной власти Кемеровской области, ежегодно предусматриваются в бюджете Кемеровской области.
2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления Кемеровской области, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Кемеровской области, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсаций определяется одновременно с принятием соответствующего решения.

Статья 60. Ответственность органов местного самоуправления в Кемеровской области перед государством

1. Ответственность органов местного самоуправления в Кемеровской области и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава Кемеровской области, законов Кемеровской области, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
2. В случае если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу Кемеровской области, законам Кемеровской области, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, Губернатор Кемеровской области в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в Совет народных депутатов Кемеровской области проект закона Кемеровской области о роспуске представительного органа муниципального образования. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона Кемеровской области. Закон Кемеровской области о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления его в силу.
3. Губернатор Кемеровской области издает правовой акт об отрешении от должности Главы муниципального образования или Главы местной администрации в случае:
    1) издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу Кемеровской области, законам Кемеровской области, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
    2) совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета Кемеровской области, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
Срок, в течение которого Губернатор Кемеровской области издает правовой акт об отрешении от должности Главы муниципального образования или Главы местной Администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.
Глава муниципального образования или Глава местной администрации, в отношении которых Губернатором Кемеровской области был издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕРЕД ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ГРАЖДАНАМИ

Статья 61. Органы государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области и их должностные лица за ненадлежащее исполнение своих полномочий несут ответственность перед юридическими лицами и гражданами в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, уставами муниципальных образований.

Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 62. Порядок вступления настоящего Устава в силу

1. Настоящий Устав вступает в силу на всей территории Кемеровской области по истечении 10 дней после его официального опубликования.
2. В течение года со дня вступления в силу настоящего Устава должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с ним все нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области.
3. Нормы о сроке полномочий депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области и Губернатора Кемеровской области вступают в силу после истечения срока полномочий действующих на момент вступления в силу настоящего Устава депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области и Губернатора Кемеровской области, а в случае досрочного прекращения их полномочий после прекращения указанных полномочий.
4. Исключен. - Закон Кемеровской области от 13.05.2002 N 39-ОЗ.

Статья 63. Внесение поправок в Устав Кемеровской области

1. Предложения о внесении поправок в Устав Кемеровской области могут вносить:
    а) группа граждан, проживающих на территории Кемеровской области и обладающих избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек;
    б) группа депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области в количестве не менее одной трети от установленного числа депутатов;
    в) Губернатор Кемеровской области;
    г) группа представительных органов местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых проживает в совокупности не менее одной трети граждан, проживающих на территории Кемеровской области и обладающих избирательным правом.
2. Предложения о внесении поправок в Устав Кемеровской области направляются в Совет народных депутатов Кемеровской области с обязательным представлением законопроекта об изменении Устава Кемеровской области.
3. Поправки в Устав Кемеровской области могут быть внесены на референдуме Кемеровской области.
Повторное внесение отклоненного предложения о поправках в Устав Кемеровской области допускается не ранее чем через год после его отклонения.

Статья 64. Порядок принятия настоящего Устава и поправок к нему

Устав Кемеровской области и поправки к нему принимаются большинством (не менее двух третей голосов) от установленного числа депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области.

Глава Администрации
Кемеровской области
М.КИСЛЮК

г. Кемерово
5 июня 1997 года
N 10-ОЗ


последние изменения на странице 19.08.2010